“Купив вчера облэнерго с одной доходностью, завтра Ринат Леонидович [Ахметов] благодаря новой политике регулятора сможет получить на порядок большую доходность этих активов”, — добавляет Войцицкая.
После всех этих сделок ДТЭК будет контролировать 57% передачи и сбыта электроэнергии в стране. “Это беспрецедентная ситуация, когда один олигарх получает в свою собственность такое количество критической инфраструктуры”, — подчеркивает Герус.
Поскольку в Украине действует самый высокий зеленый энерготариф в Европе — он примерно втрое выше среднеевропейского, — Ахметов активен и на рынке зеленой энергетики. ДТЭК уже эксплуатирует крупнейшую в стране Ботиевскую ветряную электростанцию (ВЭС), а также строит Приморскую ВЭС. Кроме того, энергетический холдинг Ахметова запустил Трифоновскую и Никопольскую солнечные электростанции, причем последняя — крупнейшая в Украине.

Яблоновский из ЦЭС отмечает, что Ахметов — основной бенефициар льгот на импорт оборудования для зеленой энергетики. Сохранение действующего тарифа вместо введения аукционов также играет ему на руку, говорит аналитик.
Все вышеописанные “удачи и везения” позволили ДТЭК выбраться из многомиллиардных убытков.
В 2015‑м компания показала минус 37,4 млрд грн, годом позже — минус 6,7 млрд, 2017‑й завершила с чистым убытком в 2,92 млрд грн. Зато за прошлый год ДТЭК получил 5,25 млрд грн чистой прибыли.

Партнер № 1

Не только в энергетике дела у Ахметова идут отлично. Еще более потрясающие успехи демонстрирует Метинвест — холдинг, объединяющий активы Ахметова в горно-металлургическом секторе. В прошлом году его прибыль достигла 32,7 млрд грн. Рост по сравнению с предыдущим годом составил воодушевляющие 93%. Во многом миллиардеру помогла благоприятная конъюнктура на внешних рынках. Но не только.
В первые годы правления Порошенко Метинвест получил серьезный удар — шесть его метзаводов оказались на оккупированных территориях Донбасса. Но холдинг сумел компенсировать потери: в августе 2018‑го Мет*инвест приобрел за $ 421 млн контрольный пакет в Шахто*управлении Покровское — крупнейшем производителе коксующегося угля в стране. Причем вначале долги этого предприятия скупила уже упомянутая инвесткомпания ICU, а затем Покровское перешло к Метинвесту. В пресс-служба Ахметова говорят же, что Метинвест купил только 24,99% акций Шахтоуправления Покровское и Свято-Варваринской обогатительной фабрики за $190 млн.

К успехам ахметовских металлургов, как это обычно и бывает с компаниями богатейшего украинца, приложили руку и чиновники. Речь идет о взаимоотношениях Метинвеста и госкомпании Укрзализныця (УЗ).
Благодаря государственному ценообразованию тарифы на перевозку железной руды, важной для Метинвеста, в 1,8 раза дешевле, чем, например, для зерна. И это не случайность, а правило: именно по перечню товаров СКМ тарифы УЗ в среднем ниже, чем остальные, говорит Яблоновский из ЦЭС.
Холдинг Ахметова выигрывает не только от более дешевой доставки своей продукции. Ему достаются еще и сами товарные вагоны, которые для других компаний страны стали дефицитом.
“Когда мы обращаемся в УЗ с просьбой предоставить вагоны, нам отвечают, что все вагоны ушли СКМ”, — жалуется в разговоре с НВ топ-менеджер крупной украинской агрокомпании.

О ВЕЗУНЧИКЕ: Депутат Виктория Войцицкая считает,
что благодаря формуле, придуманной в НКРЭКУ,
структуры Рината Ахметова получили миллиардные прибыли


В УЗ оставили без ответа просьбу НВ объяснить, почему перевозка руды стоит дешевле перевозки зерна и почему госкомпания не стремится заработать больше на дорогом зерне, предпочитая отдавать вагоны под дешевую руду.
В пресс-службе же СКМ отметили: группа тоже страдает от дефицита вагонов, никаких преференций не получает и вынуждена порой переплачивать, чтобы получить возможность перевезти товар.

Владимир Шульмейстер, экс-замминистра инфраструктуры, все же уверен: УЗ благосклонна к СКМ. Происходит это потому, что в УЗ работают люди, которые лоббируют интересы Ахметова. Есть они, по его мнению, и в самом Министерстве инфраструктуры.
Кроме того, к Ахметову весьма благосклонна государственная Администрация морских портов (АМП) и ее структурные единицы. Так, крупнейший порт страны — Южный, на 90%, по данным издания Зеркало недели, обслуживает грузы СКМ.

“Практически весь грузопоток порта Южный — это грузопоток Ахметова, туда больше никого не пускают”, — рассказал НВ Шота Хаджишвили, председатель Ассоциации морских агентств Украины. При этом, по его словам, в порту абсолютно реально в ручном режиме получить скидку до 30% на перевалку груза.
С 2014‑го практически вся прибыль, которую зарабатывала АМП, шла на дноуглубление порта Южный, рассказывает Шульмейстер. Эти работы помогут порту принять суда большей тоннажности — это именно то, что, по мнению эксперта, и нужно бизнесу богатейшего украинца.
В 2015‑м СКМ пыталась взять порт Южный в концессию, однако Мининфраструктуры заблокировало сделку. Шульмейстер, работавший тогда в министерстве, объясняет: действовавший на тот момент закон о концессии был написан так, что уменьшил бы прибыль от порта для государства в пять раз.

Мастер-класс того, как работает лобби Ахметова в Верховной раде, дал в конце прошлого года лидер Радикальной партии Олег Ляшко. По данным Экономической правды, в ночь принятия бюджета на нынешний год этот кандидат и парламентарий, к которому невероятно лояльны СМИ самого богатого украинца и руководство его предприятий, внес две небольшие, но важные для Метинвеста поправки. Во-первых, Ляшко предложил поднять ренту на добычу железной руды всего на 0,8% — до 8,8%. Хотя МВФ предлагал украинским властям повысить этот налог куда существеннее. Кроме того, украинский Минфин хотел закрепить эту ставку навсегда, но лидер радикалов — и это во‑вторых — внес такую правку, что повышенную ренту приняли сроком всего на год.

Санкции тоже помогают

В декабре 2017 года Кабмин ввел экономические санкции против России. В частности, запретил ввоз российских удобрений для аграриев. В список попал сульфат аммония — средство, в котором сильно нуждаются почвы северной Украины.
Российский импорт составлял около 50% украинского рынка сульфата. И в августе прошлого года в эту опустевшую нишу двинулась кипрская компания UMG Holding Limited, входящая в группу СКМ: она основала компанию Украинские минеральные удобрения (УМД).

УМД поставила себе цель зарабатывать на продажах сульфата аммония на внутреннем рынке. Для Ахметова все сошлось в этой идее, ведь сульфат — это побочный продукт коксохимического производства, которым владеет Метинвест. УМД займется лишь тем, что будет это удобрение хранить, гранулировать, паковать и продавать.
Мощности УМД позволяют занять треть украинского рынка, а это около 720 млн грн в год, подсчитали во Всеукраинском аграрном совете.
Ахметову повезло еще в одном неожиданном случае — с Укр*телекомом, монополистом фиксированной телефонной связи в стране. Это предприятие в прошлом году заработало 474 млн грн чистой прибыли, а главное — осталось под крылом богатейшего украинца.

Покупая Укртелеком на приватизационном аукционе в 2011 году, СКМ обязалась влить в компанию дополнительные деньги — $ 450 млн, а также построить и передать для нужд правительства линию защищенной связи. Однако ничего из этого не было сделано, что и позволило Фонду госимущества пойти в суд в попытке вернуть Укртелеком государству. Однако вначале Хозсуд Киева, а теперь и апелляционная инстанция оставили его нынешнему собственнику.
“Ахметов остается чуть ли не единственным олигархом, который научился зарабатывать вместе с Порошенко”, — резюмирует политолог Октисюк.